Этим городам меня всегда пугали. Из серии «не ходи туда, там крымские татары». Дети гор, вах. Однако могу констатировать: самым приветливым, самым комфортным и родным для меня (за исключением Орджо, который и вовсе священная корова в этом плане) является именно он –Бахчисарай. Наверное, дело в том, что я полюбила его заранее, по фотографиям, по тому, что он словно в чаше лежит в холмистой долине и утопает в зелени. Потому что там есть Ханский дворец, и просто, по факту. Наше короткое и крайне насыщенное недельное путешествие по Крыму началось именно здесь.
Не в сезон город спокоен. Остановиться можно в жилом секторе близ вокзала (где за нос в сутки берут 50-150 гривен, в зависимости от месяца. Май – 50, июль-август- 150) или прямо в центре. Второе обойдется вам в районе 300-400 гривен за сутки, но с кондиционером, вай-фаем и горячей водой. Напряжение вызывают таксисты. Цена поездки может поменяться во время оной. Сразу же жестко обговаривайте этот нюанс. Ну а в целом – Бахчисарай приятный континентальный городок, который можно обойти за пару дней, и который весьма удобен для радиальных выездов.
Первое, что бросается в глаза, и что нельзя обойти – это скальный город Чуфут –Кале. Практика показала - из своих собратьев он один из самых куцых, тем не менее, Чуфут более всех приспособлен для набегов туристов, удобен в расположении и идеален для первого посещения подобного рода исторических памятников. Дорога наверх займет примерно 50 минут, за которые по широкой колее вы минуете Успенский Монастырь. Попосоватый, на мой взгляд излишне кичливый. И с масонским знаком на ограде внутренних помещений, ага. В дороге вас обязательно поприветствуют продавцы крымских масел и начнут соблазнять различными ароматами. Соблазняйтесь! Они с большим удовольствием окропляют вас своими благами и совершенно не обижаются, если после всего парфюмерного тура вы купите лишь малюсенькую колбочку. Но вот мы на вершине, и Чуфут-Кале высится перед нами во всей своей красе.
На территории этой крепости долгое время проживали караимы, тут же была ставка крымского хана. Потому строение пещер носит двоякий характер. Они в первую очередь жилища, хранилища и убежище для скота, в то же время, вертикальные многоярусные ниши как нельзя лучше подходят для обороны.
Во время организованной экскурсии возможности полазать по ним в полной мере нет. Поэтому рекомендую – не берите экскурсию! Все, что вызывает интерес, можно прочесть в книгах-путеводителях. Один из них, путеводитель по скальным городам Крыма, даже был назван нами «жестокая книга». Ибо прочитав его, хочется залезть на все горы, однозначно.
Более поздние строения хвастливо возвышаются к небу прямыми стенами и целыми крышами. Пещерные же дома открыты ветрам и нам.
Внизу простирается долина, пахнет еще не выжелченной солнцем травой (привилегия майских поездок), и в таком окружении просто грех не поваляться на земле, глядя в небо. Главное не уснуть. Кстати, забавное наблюдение. Пока мы бродили в окрестностях караимского дома, там постоянно кто-то ошивался, мешая обследовать и заснять сию красоту. Но стоило растянуться рядом с его подвалами, и назойливые туристы решили не тревожить сон и отдых своих собратьев.
На самом верху открывается прекрасный вид, излюбленный еще советскими кинорежиссерами и увековеченный в разнообразных «прериях», встречающихся в краснознаменном кинематографе.
Там же я наконец-то расчехлила кофр с Момоками, чем немало порадовала туристов, один из которых обстоятельно начал объяснять своей девушке, что «это делается для розыгрыша». Не знаю, как насчет розыгрыша, а удовольствие получили все: и я, и прохожие, и Лариса, которая, оставив дома своих Момок, решила отдать сию почетную должность мне и привезла из Крыма подборку фотографий, объединенных общей тематикой «187 нелепых поз кукольника».
В этот раз, не связанная экскурсионной программой, я дошла до того самого места, которое так понравилось в прошлый приезд. Оказывается, в Чуфут –Кале имеется еще один вход-выход – Восточные Ворота, которые, собственно, и выводят страждущих на сокровенное плато (на фотке вид на него справа).
А с «той стороны» можно порассматривать сохранившийся фрагмент стены и поражающие своей стойкостью и укатанностью старинные дороги, до сих пор сохранившие колейность.
Еще один приятный сюрприз – открывшийся нам проход через старинное мусульманско-караимское кладбище. Я говорю без иронии. Здесь определенно стоит побывать. Указатель на кладбище есть еще на подходе к Чуфут-Кале, но в этом случае нужно долго-долго подниматься и идти через слабо выраженные и довольно тусклые с эстетической точки зрения захоронения. Сразу кажется, что это не интересное место и тянет уйти. Заход же со стороны Восточных Ворот ведет в самое сердце этого места. Кладбище очень старое, крайне спокойное и умиротворенное, и по-особому красивое. Прогуливаясь между памятниками, мы искали повторяющиеся символы, пытаясь понять закономерности и ухватить традиционные особенности этого места.
Кстати, очень интересное надгробие. Камень стоит криво, а надпись - выровненный перпендикуляр к земле. Неужели ее набивали уже после установки?
Очень многие могилы выполнены по типу саркофагов.
Классика - увитый плюшем.
Ко входу порядок несколько нарушается…
А мы идем дальше, спускаемся в город, в его центрально-историческую часть.
***
Как я же говорила, Бахчисарай лежит в чашеобразной долине. В эту поездку мне удалось воочию в этом убедиться, поднявшись на примыкающие к городу холмы. Узкие улочки, поделенные дворовыми, но при этом не тупыми бряхушками, а довольно воспитанными псами, привел нас аккурат на ближайшее возвышение.
Если присмотреться, на той стороне «чаши» отчетливо выделяются несколько причудливых камней. Они называются «бахчисарайские сфинксы».
Городок сам по себе спокоен, в семь вечера улицы резко пустеют, люди собираются по домам и готовятся набираться сил перед следующим днем. Основная «жизнь» сосредоточена вокруг Ханского дворца, который закрывается возмутительно рано – в 17.30. Не могу не упомянуть мой возлюбленный ресторанчик «Алие», управляемый по-восточному богатой на количество родственников и гостеприимство семьей дагестанских беженцев. Особенно хороши там кофе в турке, кизиловое варенье и самра. Кстати, за два года они успели отстроить за рестораном небольшую гостиницу. Дядюшка, держатель этого всего безобразия, по моей просьбе показал апартаменты. Весьма и весьма. Недешево, правда, но и не возмутительно дорого. Пожалуй, в следующий приезд остановлюсь там, тем более, что припрятана в кошельке визитка с правом скидки. Нравятся они мне. И кофе вкусный.
Визит в Ханский дворец – часть обязательного ритуала. Он очень хорошо сохранился. Внешняя, внутренняя часть музея, даже картинная галерея – все складывается в целостную картинку памятника истории. Вероятно, одна из его скрытым задач – напомнить, что эти земли очень долгое время принадлежали крымским татарам. Да, напоминает, и постоянно. Вероятно, это одна из причин, почему многие мои знакомые крымчане, русские и украинцы, Бахчисарая не любят.
Деревянные панели и роспись под куполом зала совещаний (вероятно, я безбожно переврала его правильное название, но по факту тут именно совещались и принимали гостей) можно рассматривать долго-долго, как и игры солнечных лучей на витражах.
Следующий интересный для нас объект - внутренний храм, мечеть исключительно для самого хана. Впечатляет архитектурная задумка, располагающая окна наверху купола крыши. Так, практически в любую погоду внутрь попадает свет, при этом окна не являют наружу происходящего в помещении. И света дают много, кстати. К потолку подвешенный страусиные яйца. Три штуки. Говорят, это символ спокойствия. Но меня они скорее будоражат сакраментальным вопросом: «при чем тут страусы???»
За стеклом старинный рукотворный ковер, традиционно-религиозные одежды и Коран. Удивительна прочность этих вещей.
Витражное окно слегка удивляет нанесенным на него символом. Это звезда Давида, иудейский, вообще-то знак. Однако два треугольника неплохо вписываются и в мусульманскую картинку мира и посмертия, потому он и здесь. Треугольник, обращенный кверху символизирует путь к богу, книзу – путь грешника.
В этот раз мне удается чуть более сносно снять фонтан Слез. Разумеется без идиотского бюста Пушкина. Он тут совершенно не к месту, со своими розами попсовыми…
А это вход в гаремную часть дворца. Правда, красиво?
Внутренние комнаты - «законсервированные диорамы. Особенно меня поражает станок для вышивания и начатый на полотне рисунок – мелкий и аккуратный.
А это уже не гаремная часть, это лесенка к музею перед самым входом во дворец.
И, на закуску, внешний вид.
Место, в котором определенно, стоит побывать!
Комментарии:
Jenn (23-09-2011 13:28) | |
There are no words to descibre how bodacious this is. |
Страницы: 1 |