Персонажи и сюжет
Идея эта меня вдохновляла и раньше, но именно на этот цикл была глобальная задумка поиграться с неоднозначностью поступков персонажей, дав им россыпью целую горсть мотивов, направляющих их деяния. В большей степени это коснулось Рашида, Сель, Наямы и Кайла. Еще одна важная для меня, как для автора вещь заключается в том, что хотелось, чтобы по ходу повествования персонажи менялись. По большому счету, мне важно было в первую голову изменение Рашида, т.к. цикл, кроме интереса к конструкции описания города, и даже страны, решает еще одну задачу: создания персонажа несколько иного, персонажа более резкого, расставшегося с юношеским идеализмом, гибкого, подвижного, не отягощенного излишними привязанностями, с пестрой жизненной историей. Словом, Такшаки.
Вот одна из причин, почему – таки дуэт гитары и флейты не состоялся. Однако Дейдре была очень нужна в этом цикле. Эта привязанность для Акари своего рода путеводная звезда, стимул к движению и причина гнать от себя пораженческие мысли. Не будь ее – не было бы ничего. Я более чем уверена, несмотря на различия и обиды, позиции и принципы - последнее слово таки осталось за временем и расстоянием. Окажись Рашид в том же городе, что и Сиглави – окончание было бы совсем другим. Отчасти вмешательство Наямы в приговор продиктовано именно этой необходимостью.
В ходе работы над циклом, и откликам, получаемым на рассказки, я стала ловить новые тенденции. Ряд событий рассматривается с точки зрения разных персонажей. Не обладая в полной мере всей информацией, доступной читателям, персонажи иногда неверно оценивают события, ложно интерпретируют, ведутся на эмоции и т.д. Например, Рашид свято уверен, что его кошка сгорела вместе с домом. Почему? Он так решил. Сель, вопреки многолетней привязанности, вернувшись домой, даже не выходит поговорить к своему другу детства, абсолютно не зная всех внутренних перипетий, выносит обвинительный вердикт. На самом деле таких деталей много – удивило же меня вот что: ряду моих читателями подобные умозаключения персонажей представлялись как истина в последней инстанции. Но это не так. Говорю вам на будущее – их мысли и слова, всего лишь мысли и слова, не более и не менее )))
В целом и общем этот проект дал мне много эмоций, знаний, умений, простора для фантазии и мыслей. Он был весьма гибким. Изначальный костяк серий не отличался строгой логической продуманностью, однако, постепенно, благодаря событиям, советам соавторов, развитию сюжета - нужные детали появились. Ей-богу, я в душе не знала, например, за каким рожном Рашид отправится на завод вслед за Кайлом. Не было сколько-нибудь достойной причины для этого. Но я была спокойна – знала, найдется объясняющий принцип. И тут, опа, появилась Сель. Говорю это к тому, что не надо бояться таких вот размытостей. Сюжет, единожды увлекший за собой, обязательно найдет способ реализоваться в тексте.
Начав возиться с Хашором, мне пришлось влезть в зоны, которые до этого момента были закрытыми и не понятными – дорогого стоило, например, создание Наямы. Я навострилась хорошо понимать ее, хоть и ее образ жизни и действия мне не близок. И как результат – переняла некоторые черты этого персонажа, которые теперь могу «включать под запрос». Приобретенное, пусть и очень базовое, чутье в юридическом вопросе сейчас изрядно помогает мне в работе, научив видеть дыры и удобные формулировки в законопроектах, и периодически использовать эти знания. Время от времени я могу выдать что-нибудь в духе Шанкара, вот уж и правда полезное приобретение. Всяческие непростые, иногда рискованные решения, которые предполагают большую долю неизвестности, и вместе с тем, сейчас настойчиво преследуют меня по жизни, активно помогали исследовать личность Рашида. Я консультировалась по вопросам медицины, юриспруденции, незаконных махинаций, вопросов веры, перерыла интернет в поисках информации по Сомали, узнала о принципах градостроения и т.д. и т.п. В общем - прекрасно провела время)))
По факту выяснилось, что я очень много знаю об этом городе, его улицах, жителях и т.д. Отчасти – все постцикловые тексты – попытка отдать эти знания и покончить уже с циклом. Однако, это не так просто. Сказать по правде, мне жалко расстаться с этим детищем. Такое отстроенное и самобытное оно у меня впервые.
Совпадения при работе над историей – вещь довольна тривиальная и предсказуемая. Я вижу в этом две причины – во- первых, начинаешь быть в фокусе каких-то событий, и вычленяешь их из череды других. Во-вторых – вселенная на диво отзывчива, не находите?
Когда мы писали и обдумывали пассаж про Жером де Мозюра и его схему работы с химическими отходами, в текст попало далеко не все. Сама схема сложнее. В частности, одна из причин, почему швейцарец почтил своим визитом Хашор – его задача обеспечить захоронение протекших отходов в стране третьего мира, попытка разобраться с «домашней проблемой». Аккурат в этот момент в Европе произошло похожее событие.
Ставшие нынче модными восточные волнения и вовсе расстроили. И как человека в принципе, когда такая котовасия в мире происходит, и как автора, возмущенного, что «я первая придумала»! Помниться муж еще подколол: в момент когда Египет только начинал свои демонстрации, удивленно спросил меня - почему я еще не там и не снимаю общие кадры.
- Посчитала время, которое ушло на создание цикла. В среднем – 11 часов на серию, а именно: подготовка диорамы: 1,5-2 часа, съемки: 2 часа, работа с фотографиями: 2-3 часа, текст: 3-4 часа. Всего 100 серий. За цикл – 1100 часов, примерно полтора месяца чистого времени. Т.е., если бы я занималась рассказками как работой, по 8 часов в сутки, 5 дней в неделю, создание цикла заняло бы две трети года. А так я уложилась в два.
- Слово «Хашор» придумано путем звукового подбора, и не несет в себе никаких особых корней или намеков.
- Место действия Сомали подобралось к циклу абсолютно спонтанно – я искала подходящий климат на восточном побережье Африки, и лишь потом осознала, как близко сюда ложиться словосочетание «сомалийские пираты». А почитав об истории и нынешнем положении страны, поняла, что в случайном выборе попала именно туда, куда нужно.
- С точки зрения Сомали – хашорцы презренные отщепенцы. Один факт того, что они не объявляют основной религии, и позволяют свободное хождение алкоголя говорит о многом.
- Все съемки на улице велись в конце ноября в северном городе Выборге.
- Помимо юриста меня консультировали два доктора.
- С окончанием цикла Хашор заканчивается окончательно. Отсылки к нему еще пару раз промелькнут в рассказках, но съемок «в городе» больше не будет.
- У меня сложилась тенденция возвращения к основным персонажам через цикл.
- В «городе» ровно сто рассказок.
- Лингвистические способности Рашида для Хашора не являются каким-то особенным достижением. Многоголосье портовой части, представленность в ней большого количество языков и диалектов способствует тому, что многие хашорцы свободно говорят на ряде языков, по крайне мере в рамках тематики покупки и продажи.
- Сель как персонаж появилась, когда уже порядка десяти серий были отсняты и выложены. А саму куклу подарила мне Ольга Бегущая с волками.
- Больше всего я горжусь диорамой «загаженная кухня Рашида» и, знакомя людей со своим сайтом и увлечением, как правило, начинаю именно с этой фотосессии. Пока что каждый посвящаемый говорит, что я его разыгрываю, и это настоящая кухня.
- Изначально в цикле значилось только 15 рассказок.
- Среди кукол, щедро предоставленных мне Аданель, был « ну очень хашорский барашек». Я искренне хотела вставить его в рассказки, но, увы, «положив поближе», чтобы не забыть, куда-то просеяла его, и до сих пор не могу найти.
- Хашорская система судебной защиты не взята из воздуха. Незадолго до начала работы над циклом я прочитала в какой-то статье, что в одной из мусульманских стран по закону не может быть адвокатов, т.к. адвокатский язык лжив и изворотлив, что вредно для правосудия. Позже я пыталась найти эту статью, но так и не смогла.
- Карта Хашора появилась уже после написания последней рассказки.
- Из-за того, что дизайнер всерьез увлекся картой настоящей Сомали, пришлось передвинуть предполагаемое расположение Хашора с восточной части страны в северную.
- Ибо там находится город, с которого, по словам Виктора, дизайнера, я списала Хашор. (Ничего подобного!)
- Город называется Босасо.
- Мы долго спорили, если ли железная дорога в Хашоре. В итоге согласились на том, что есть – но только для товарообмена. И пролегает она от порта к аэропорту. Этим Хашор выгодно отличается от большинства африканских стран.
- На момент работы над циклом «В погоне за солнцем» я вообще рассматривала Рашида как проходного персонажа, и собиралась эпизодически рассказать о нем в одном из последующих циклов, с указанием, что из группы Айтшера только он сидел в тюрьме по обвинению профессора. Но весьма своевременный вопрос Ани Прекрасной Маргарет о том «а как поживает Герман после раскопок» причудливой игрой ассоциаций натолкнул на мысль сначала о цикле «Наследники осени» и, соответственно на «Город ждет…» возведя Акари в ранг одного из основных персонажей моих рассказок.