Мангуп 2015
Кукольный блог Профили Фотоистории Некукольное 
 
 

На Мангуп я хотела попасть давно, но все не складывалось. Впрочем, я и рада. Потому что в первый раз я пошла туда с чудесным гидом, Надеждой Горной, водящей малые группы. Наша группа была совсем малая: Надя, да я. Мангуп – это несколько гектаров удовольствия, чисто крымского ландшафта, остатков древних построек: стен, пещер, укреплений.

Мангуп как природный комплекс сверху похож на деревянный гребень – четыре штыря – его мысы, последовательно от Бахчисарая: Сосновый, Призыва Иудеев, Ветреный и Дырявый. Сосновый, а скорее всего именно здесь вам предстоит подняться, зарос вполне симпатичным лесом. Отличная новость состоит в том, что после первой части подъема на плато, подъема довольно крутого, какие-то добрые чудесные люди сделали оформленный родник и … парам-пам-пам… душ! Фотография ниже ужасна по качеству, но доставляет мне ностальгическое, практически чувственное удовольствие. Душ! На Мангупе! На подъеме! Люди, вы прекрасны. Вода, конечно, ледяная.

По пути справа и слева вам будут встречаться камни-надгробия. Из-за схода вод и обвалов многие из них перевернуты, свалены в кучу. Надо сказать, надгробия вообще плохо сохраняются в Крыму, потому как исторически их вытачивали из хороших, прочных и вполне годных для установки стен домов плит. Намек понятен, да? Вот и стоили каждые новые пришельцы свои дома из этих плит. В ход шли и развалины укреплений, и старые фундаменты. Тем не менее, на Сосновом мысу сохранились части сторожевых стен и построек, личные дворцы знати (на уровне фундаментов, разумеется).

Одна из сторожевых башен бросается в глаза тем, что посередине кладки втиснулся совершенно неуместный камень с орнаментом. Это не религиозный артефакт, а результат такой же вот спешной постройки укрытий. Когда турки брали Мангуп, им пришлось очень тяжело. 6 месяцев ушло на кампанию, а генерал-завоеватель по возвращению в Турцию простился с головой, несмотря на то, что результата в конце концов добился. В тот момент турки привыкли брать все с наскока, а тут, понимаешь, какой-то Мангуп. Жители Крыма исторически приладились прятаться по горам. Кочевники частенько налетали на оседлых, но гор не знали, боялись. Поэтому опыта в делах осадных у них было немало.

Про второй мыс ничего конкретного сказать не могу, википедия вам в помощь. Видимо, название как-то связано с народностью караимов, которых многие ошибочно принимают за иудеев. Но караимы – народность отдельная. В религиозном смысле они живут по Ветхому Завету, но Торы не принимают.

Ветреный мыс действительно ветреный. Так же с него открывается чудесная панорама. Поделюсь своей находкой – если разуться в ветреном месте  и некоторое время позволить обдувать свои гудящие лапы, усталость уносит вместе с ветром.      

На Мангупе есть пещерный монастырь. Честно говоря, мне было и интересно, и страшновато туда идти – интересно, потому что я очень уважаю людей, живущих в соответствии со своими моральными принципами, и очень хотелось прикоснуться к такой человеческой мудрости. Страшновато - потому что монахи ищут уединения, и тут всякое туристы не к месту как бы. Но Надюша сказал, пойдем, монастырь открыт, и мы пошли. Как бы зря. Потому что из монастыря меня выгнали. Настоятель поздоровался с Надей, дернулся в мою сторону, и Надюша сказала, что можно попросить благословения. Я спросила «как?», и даже сделала как сказали. А потом батюшка разорался, закричал с общим посылом «кого ты привела? Пусть едут, следят за курсом доллара», обозвал меня и т.д., и т.п. В конце концов, нам в спины выкрикнул: «когда же я останусь один!» У меня в душе странный осадок от этой встречи. С одной стороны, когда он начал кричать, я была удивительно спокойна, как будто бы смотрела фильм, в котором кричит персонаж, ко мне это не имело никакого отношения. С другой, я понимаю его вымученное стремление к одиночеству, личный подвиг, все такое. С третий, мне тоскливо. Вот я, человек, который, возможно, и хотел бы приобщиться к церкви, к этому бесспорному абсолютному принятию устройства мира, а вместо этого меня жестко оттолкнули. Это как-то, ну, не достойно, не по-человечески что ли. В общем, будьте осторожны и терпеливы, если вдруг, вы захотите прийти сюда. Обычно все проходит хорошо, Надя водила сюда многих, однако могут быть и другие варианты. 

***

В этой прогулке, как и в Эски-Кермене,  у нас были лохматые проводники. Сначала – диковатый черно-белый кот, которого я все же подманила. Котище бежал впереди, и мявом показывал, куда нам.

У монастыря его сменил котенок, шустрая кошечка, которая даже спускалась с нами в пещерки (но не в Свинку, тут Надюша, гид мой, была непреклонная, ведь в пещере живут летучие мыши).

К мелкой котейке я проявила чуть меньше уважения ))

Схарчила ящерку, и довольная лежит.

Пещера Свинка расположена рядом с лестницей, позволяющей спуститься с плато к пещерному монастырю. Пещерка маленькая, не оборудованная, с карстовыми налетами, летучими мышками, узкими проходами и пролазами. Приятная такая пещерка.

Никакое оборудование, за исключением хорошего фонарика и одежды, которую вы запачкаете (Свинка, помним) вам не понадобится. С осторожностью нужно идти туда группой, всегда понимая, что есть места, где сложно развернуться, с еще большей осторожностью – когда мы предполагаем наличие талых и прочих вод. Что сказать? Я люблю пещеры. Мне нравится ощущение тишины. Мне нравится убрать свет и оказаться в полной тишине и темноте, услышать как бьется твое сердце, как дышит рядом напарник, ощутить специфический пещерный воздух и странное течение времени (в пещерах кажется, что ты провел там времени меньше, чем на самом деле). На входе в пещеру мне явственно видится бородатая рожица в каменных складках. Мой гид и напарница ее не усмотрела. Увидела там лысый профиль, вы, видимо, увидите что-то свое.

От пещеры можно подняться на плато через небольшой вертикальный лаз. 

Минутка легенды. Разумеется про Мангупского мальчика. Есть легенда, что на Мангупе погиб мальчик. Версий несколько. Даже если вы не слышали начало легенды, зато примерно представляете фольклорную составляющую Крыма, смело предполагайте, что либо его замуровали в стену, либо от врагов спасал родное поселение и выдохся до смерти, либо сбросился со скалы, либо вражины же его и замучили. В разных интерпретациях все эти версии присутствуют. Так или иначе, на Мангупе появилось приведение, ребенок, который своим плачем или присутствием заманивал путешественников в обрывы, тенью проявлялся на фотографиях. Большой процент несчастных случаев, все дела. Однако говорили, что проклятие можно снять, если на Мангупе родится ребенок, мальчик. И это произошло. Местные зовут их «индейцами», и речь о людях, которые в силу разных обстоятельств решили оставить квартиры в мегаполисе и перебираться на природу, поселяясь в жалких и нищенских по меркам городских жителей, или аскетичных, если вы хотя бы чуть-чуть про духовное возрождение, условиях, а по сути – в холмах и пещерах. Одна семья апологетов движения и родила мальчика прямо на Мангупе. Говорят, все сразу устаканилось ))

Но вот мы уже на Дырявом мысу, названным так потому, что издалека развалины цитадели (а здесь была самая крайняя точка обороны города) щеголяют этой самой дыркой.

Перед нами простираются остатки сердце Мангуп Кале – цитадели. Древние камни хранят отпечатки истории – орнаменты, гербы…

 

Под цитаделью осталось несколько пещер разного назначения (чаще всего – хранилища, хлевы, храмы), в частности пещера, которая прекрасно резонирует, в ней мы попели.

Это тарапан – приспособления для получения виноградного сока. Еще один частый гость в пещерных городах. Сверху сыпали гроздья, и ногами мяли, сок лился через горловину в пифосы или амфоры (разные типы кувшинов). Потом, когда ногами уже мало что получалось, давленые ягоды доводили по кондиции «жмыха» с помощью пресса, доски или камня, рычагом придавливая его к полу. Прогуливаясь по пещерам Качи Кальона, можно часто увидеть и тарапаны, и отверстия в стене, куда крепился рычаг. Ну а пока, в тарапане достаточно воды, чтобы помыть руки после пещеры. 

Мангуп богат съедобными растениями, как и ядовитыми. В Крыму вообще их много, поэтому нельзя пихать в рот что бы ни, если не уверены. Вплоть до веточек, на которых вы решили пожарить сосиску. Осенью здесь можно встретить ягоды килиза, шиповника,  можжевельника, калины, яблочки-дички (падунцы! Только падунцы  с внешним видом, что якобы они начали подгнивать – осенью плоды падают и слегка коптятся на солнце, оттого и вид имеют бледный. То есть коричневый. Обычные яблочки по вкусу «вырви-глазик»), лещину… Так вышло, что моя поездка на Мангуп стала импульсивным вечерним решением, и по причине того, что Бахчисарай засыпает рано, а я была в Старом Городе, возможности поужинать накануне (в ресторан не хотелось) и купить еды перед ранним отъездом не представилось. Но мы прекрасно прожили на «подножке». Я практически ничего не ела, ни пила, и надо сказать, лазить по горам так куда легче. Для контраста – я пила во время следующей пробежки на Качи Кальоне, пила и потела, вроде как физиологически это верно, но на будущее делаю заметку – в маленькие, не продолжительные походики на 7-12 часов ходить как на Мангуп – так легче. 

Ну и венчая тему съедобного Крыма. Вы вот знали, что на его склонах растет…руккола? Спасибо Надюше, показала, обратила внимание. Я честно набрала листьев и попробовала в салате. Натурально, руккола. Крымчане считают, что это сорняк.

Напоследок скажу – Мангуп чудесен, он совершенно не похож ни на какой другой скальный город. Впрочем, это применимо к каждому пещерному городу Крыма -  все они дышат по –разному, поэтому я собираюсь по каждому пройтись в свое время. Мангуп  – это свобода, вот его настроение для меня. 

***

сентябрь 2015

 
 





Введите этот защитный код