Путевые заметки
Кукольный блог Профили Фотоистории Некукольное 
 
 

Рэй уютно закуталась в шаль и сделала большой глоток чая. Слегка поморщившись от неожиданно обжигающего напитка, взяла ручку и придвинула к себе тетрадь.

Тетрадка была пустой, нетронутой, с четко выраженным книжным запахом. Рэй потратила несколько минут, выбирая ее в супермаркете канцтоваров. Было приятно трогать и гладить шершавую, под кожу, обложку. Она завела ее для того, чтобы писать о каматари. Но сегодня тетрадке предстояло выполнить немного другую функцию. Рэй собиралась изложить свои мысли и наблюдения скорее, пока эмоции и воспоминания еще не стерлись, и отослать их письмом профессору Мэйби. Конечно, она понимала, что письма едва ли опередят ее возвращение на "большую землю", но желание писать было велико, и Рэй решила не противиться ему.

Праздник Полной Луны закончился два дня назад, но Рэй до сих пор ощущала себя будто бы пьяной.
"Профессор, — написала она после обычного приветствия, — хотя наш с вами договор о супервизии по ходу дела сошел на нет, не могу не поделиться с вами своей находкой. Так вышло, что сейчас я нахожусь на севере и имею доступ к довольно интересной и самобытной этнической группе — каматари. (Интересно, слышали ли вы о них?) Сначала я думала, что они являются сохранной изолированной популяцией, но более близкое знакомство с ними показало, что это, увы, не так. Они охотно идут на контакт с близлежащим населением, но это, как ни странно, ничуть не вредит их культурной среде. Не скрою, я абсолютно очарована их жизнью…"

Рэй вкратце описала свое первое появление в доме Каремы. В ее изложении ситуация выглядела скорее комичной. Описывать возникшее в тот миг чувство неприязни к Тахоме она не стала, посчитав это слишком личным переживанием. Не попало в письмо и навязчивое преследование седого волка. Объяснить его с научной точки зрения Рэй не могла, а любое другое объяснение претило ей как профессионалу.

Вслед за описанием знакомства Рэй законспектировала дальнейшие события и перешла непосредственно к торжеству:
"Дом, в котором проходит праздник, жилым не является. В его постройке участвуют все мужчины племени. Это место сбора каматари. Здесь проходят совет, праздники, свадьбы. Оно принадлежит всем и никому. Например, дрова были принесены от каждого дома — по два, три, четыре полешка. Я видела, как одна беременная женщина притащила тонюсенькое бревнышко, практически стружку, и этот "запас" тоже был принят с благодарностью.

Карема, кажется, взяла на себя роль моего представителя. Пока каматари неспешно собирались, она знакомила меня с ними и, как мне кажется, намекала на то, что я желанный гость.

В основном пришли женщины, а из мужской части населения были только древний старичок, да еще тот охотник, что приходил несколько дней назад к Тахоме.
Молчаливый тогда — в этот раз он с удовольствием поговорил со мной, рассказав о жизни временного охотничьего лагеря. Каматари держат какое-то количество домашнего скота, но используют его в основном для субпродуктов: молока, яиц, шерсти. Запасы же мяса пополняют охотники. С середины осени до середины зимы они отсутствуют в деревне, занимаясь своим основным промыслом, а также копчением, засолкой, выделкой шкур и рыбалкой.

Я осторожно спросила его о больной руке, и каматари рассказал, что получил отметину, наткнувшись на медведя-шатуна. К счастью, соплеменники-охотники оказались рядом, но зверь успел располосовать ему руку. А потом рана загноилась, и ему пришлось вернуться в деревню. Охотник очень хвалил трокмэ, говорил, что опухоль спала, что он уже не ощущает боли и может вернуться в лагерь. По-моему, как-то преждевременно — все-таки такие раны заживают долго и неохотно и часто дают рецидивы.

Кстати, Роберт (друг Рона, который нас "сосватал" каматари) говорил, что в окрестностях нет никого крупнее кабанов и что звери не нападают на людей. Вот, пожалуйста, нападают-таки. Я задала этот вопрос охотнику, на что он просто пожал плечами и сказал, что это уже не земли каматари. Пра-логизм* в чистом виде."

***

Рэй перевела дух и потрясла уставшую от письма руку. Чай совершенно остыл, но суетиться и кипятить новый не хотелось. Перечитав последние несколько абзацев, Рэй хмыкнула и подумала, что ее письмо больше похоже на путевые заметки, чем на отчет. Тем не менее что-то менять, как-то ужиматься в описании каматари ей не хотелось, потому она продолжила.

r

"Отапливается помещение большой печкой, но в зале каматари устанавливают что-то в виде курительницы, переносного очага. В нем возжигаются разные травяные сборы. Судя по тому, что через какое-то время возникает легкое ощущение опьянения, в этих травах содержится что-то сродни каннабинолам**. Однако каматари считают это само собой разумеющимся, а на мой вопрос, не вреден ли такой дым беременным и детям, Карема очень удивленно уставилась на меня. Если удастся, попробую умыкнуть пучок, чтобы потом проанализировать состав.

Самое интересное началось, когда все каматари собрались. Некоторые принесли с собой барабаны, окарины, свистульки. Я так и не поняла, в какой момент это началось и кто отдал команду, но все они начали наигрывать. Травяной дым, и этот ритм, и Тахома, которая, вдруг начала танцевать в круге. Честно говоря, мне казалось, что я смотрю какое-то диковинное представление и не только смотрю, но и непостижимым образом принимаю в нем участие. Это сложно объяснить. Как будто бы не музыканты задавали ритм, а сама Тахома. Или все вместе, отзываясь на малейшие знаки, или мысли, или желания. Это было потрясающе красиво***.

К моему удивлению, на празднике присутствовала и мать девочки, которой трокмэ поставила тяжелый диагноз. Она пела и смеялась вместе со всеми, и когда я с удивлением спросила Карему, не стало ли ее дочке легче, та покачала головой, на мой немой вопрос ответив: "Это меньшее, что Юсури может для нее сделать".

Мне кажется, что я еще абсолютно не продвинулась в понимании устройства жизни каматари. Ясно, что все они подчиняются трокмэ, но при этом нельзя сказать, что Тахома — вождь племени или что-то в этом духе. Карема — неизменный источник информации — эту тему обходит стороной. Или объясняет так путано, что я теряюсь в дебрях того, что каматари считают само собой разумеющимся.

Я выяснила, что трокмэ может быть только женщина, и это должен быть только один человек. Особое значение они придают такому предмету как делпа. Это что-то вроде накидки Тахомы. Однажды я видела, как рядом с ней упал уголек. Тахома так подпрыгнула, будто бы он упал на ее собственный голый живот. Как я поняла, в плане символического значения это что-то в роде сульдэ**** у монголов, только передается от матери к дочери. Интересно, может ли следующая трокмэ не быть связанной родством с предыдущей?"

***

На крыльце послышалась возня, перешедшая в сени. Рэй с удивлением обнаружила, что за окном уже стемнело и вернулся Рон.
Он сбросил в сенях верхнюю одежду, тихо подошел к Рэй, обнял, спрятал в волосах заледеневшие руки.

— Рон! — Рэй потянулась к нему. — Я совсем тут счет времени потеряла!
— Тссс, — отмахнулся он, прижимаясь своей холодной щекой к ее, раскрасневшейся от жара печки.

Слегка отогревшись, Рон с любопытством заглянул за плечо девушки.
— А! Письмо Мэйби, — догадался он. — Значит завтра я смогу его отвезти?
Раз в две недели Рон отправлялся в город. Поэтому назавтра ему предстояла утренняя пробежка на лыжах, а потом встреча с местным егерем, который для этих целей одалживал ему лошадку и сани.

— Ага, — Рэй любовно погладила исписанные страницы. — Только это не отчет, а какой-то комок эмоций, фи, стыдно даже.

— Да ладно! Зато будет что потом анализировать. Теплыми весенними вечерами, ага! Хм, так значит ты находишь того охотника "молодым, красивым парнем"? — Рон насмешливо поднял бровь.
— Я всех каматари нахожу красивыми, тоже мне новость! — Рэй шлепнула его по руку. — Не читай!

— И не буду, — "обиделся" Рон. Рэй грозно сдвинула брови. Рон тоже. Какое-то время он сохранял серьезное выражение лица, а потом расхохотался.

— Ох, бука-бука, иди-ка сюда! — Рэй моментально устроилась у него на коленях. — Смотри, что я нашел сегодня!
В руки Рэй упал невзрачного вида камешек.
— Что это?
— Ну, пока что просто порода, но если ее как следует обработать, то, если я не ошибаюсь, получится сапфир.

— Ого!
— Вот тебе и "ого". Я опять же могу ошибаться, но, мне кажется, в шахте проходит жила.
— Вот это да! Рон! А мы можем оставить камень себе?
— Именно так я и собираюсь поступить. Более того, он твой — делай с ним что хочешь.

— О, спасибо! Обожаю сапфиры! Ни бриллианты, ни рубины, ни изумруды никаких чувств во мне не рождают. А вот эти синие камни нравятся безумно! У меня были серьги с сапфирами, но я где-то потеряла одну из них и очень переживала потом.

— И как же мне отблагодарить щедрого дарителя? — Рэй хитро посмотрела на Рона.
— Ну, у меня есть пара мыслей, пойдем я тебе их выскажу, — Рон на секунду "задумался". — А потом покормить, да, именно так!

***

Тахома подула на замерзшие пальцы. Место Предков всегда казалось ей самым холодным в долине. Тяжелые тучи нависли над горами.
"К ночи пойдет снег, и станет теплее," — подумала Тахома.
Однако ждать она не могла. Трокмэ нехотя скинула делпу. Леденистые пальцы ветра тут же впились в голую кожу.

Тахома медленно опустилась на колени, а потом и вовсе распласталась на снегу. Тепло уходило.
"Дар, — подумала Тахома. — Дар. Вам, предки".

Почувствовав, что совсем закоченела, Тахома встала и взялась за принесенное с собой ведро. Отошла подальше от спуска и зачерпнула чистого снега.

Опомнилась и торопливо накинула на себя делпу. Так и замерла.
"Надеюсь на вас, предки!"

Слегка отогревшись, она извлекла из карманов огневик-камень и склонилась к дровам. Выбитая искра сразу же подожгла принесенную из дома сухую бересту. Тахома решила, что это добрый знак. Под пристальным взглядом трокмэ костер начал разгораться.

***

* Логика в пра-логическом мышлении во многом отличается от той логики, к которой мы привыкли. При мышлении пра-логическом природные и социальные ситуации осознаются как процессы, идущие под покровительством или при противодействии незримых сил.

** Каннабинолы препараты из конопли, психостимуляторы.

*** Подобные медитации
довольно распространенное явление в индийских и индейских практиках.

**** Сульдэ
в мифологических представлениях монгольских народов одна из душ человека, с которой связана его жизненная и духовная сила. Как правило, представляет собой древко-знамя, к которому привязаны гривы лошадей. После смерти воина его душа переселяется в знамя и служит оберегом потомкам.

Музыкальный фрагмент: Птица Тылобурдо, "Колесо".

 
 

Комментарии:

easeliNiz (11-02-2023 17:21)

imiquimode bula pdf The physician Гў href=https://cialis.makeup>cialis generic
gaiviaddy (15-02-2023 14:39)

href=http://accutane.buzz>rx canada pharmacy accutane After 8 weeks of therapy, serum levels of oestradiol E2, oestrone E1 and oestrone sulphate E1S were suppressed to 15
Coentax (25-02-2023 10:53)

6 nl min to 48 mM at 8 href=https://buycialis.lol>where to buy cialis online safely
Endease (02-03-2023 04:26)

Old woman, I always have an intuition that maybe will braggs apple cider vinegar lower blood pressure this Rogge will break the peace of our village href=https://buycialis.homes>cialis generic reviews Nevertheless, even if the patients with some grade 3 nuclei were omitted, the local recurrence rate in the other patients was still substantial
Noubseste (08-03-2023 10:00)

It just had a mind of its own for probably a year or so href=https://buycialis.homes>canadian pharmacy cialis For example, ovulation sticks work by measuring hormone levels in urine, whereas a supplement, like a tea or a pill, may help support your reproductive system, help balance out hormone levels, or just supplement your body with the extra vitamins and minerals it needs in order to be healthy
chifiggen (29-07-2023 04:46)

href=http://levitr.sbs>levitra mercado libre My doc said they like the lining to be 6

Страницы: 1  2  3 






Введите этот защитный код