Качи Кальон 2015
Кукольный блог Профили Фотоистории Некукольное 
 
 

 Началось все очень бодро и, казалось бы, невинно. Мы приехали, подошли к роднику. Но воду брать не стали. Надя туманно пробормотала что-то про «потом» и «вернемся». Мне бы насторожиться…  Ага, конечно. И повела она меня к камню, достаточно высокому, ориентировочно 3-4 этаж. Смейтесь-смейтесь, господа скалолазы, я же высоты боюсь, вообще-то. Опуская подробности, я туда залезла. Надя бодро взлетела вперед меня и помогала советами, иногда подтягивала. Что сказать? Вид оттуда ничего так, спускаться было куда страшнее.

 Тут я расслабилась второй раз. И снова зря, потому что следующим пунктом она решила повести меня на карнизик, причем куда более высокий. И если с кругловатым камнем я понимала, что   в случае чего прижмусь к нему, обдерусь, но спущусь, то здесь реально страшно. Помните момент в «Матрице», когда за Нео только начинают охотиться агенты, и Морфиус ведет его по офису, и в какой-то момент тот выходит на карниз, и нужно переступить через препятствие? Герой ломается, хотя по большому счету, он легко бы сделал это на земле. Вот я очень хорошо понимала его чувства. Как с маленькой (Смотри какие камушка, смотри какие древние животные тут застыли. А вниз не смотри. Тут танцевать можно!), через мое категоричное «я здесь не пойду», Надюше все же удалось протащить меня через карниз.  Что-то во мне сломалось. Какой-то страх, не тот, который оберегает, а тот, что не дает действовать. Я ей очень благодарна. Нет, я не захохотала, и не побежала по карнизу назад легкими танцующей походкой, просто возвращаться  мне было куда спокойней. Я смогла поверить, что гора поможет.  

 Вот такая я была, когда прошла через карниз на обзорный каменный балкончик. Из серии: «Земля! Земля!»

 А Надюше хоть б что. Красотка!

Фото высоты особо не передает, но на этот камень я лазила, оставляю для истории. У его подножия родник. Кстати, оборудованный, и оборудовал его в частном порядке один из местных, чтобы было для людей. Бойтесь страшного города Бахчисарая, ага.

Здесь же, слева от вышеописанных камней, стена на которой сохранились скальные рисунки.  Сейчас они, к сожалению, выцвели, рассмотреть и сфотографировать их сложно. Кто-то обвел часть рисунков краской, вряд ли это добавляет исторической достоверности,  но различить что-то можно.  У Нади от ее друзей-археологов есть фотография рисунков – на них угадываются человеческие силуэты, изображения животных, какие-то мы находим, бледные, на грани видимости, те, что обведены не были. Сколько их еще по горам разбросано?

***

Свое название Качи Кальон получил из-за схожести со старинным кораблем. В переводе – «крестовый корабль». Только вот не надо представлять гордую каравеллу, речь не о ней, лучше представьте баржу, сразу увидите сходство. На носу корабля нерукотворный крест – вертикальная палка – место схода вод, темное, обросшее плесенью (как всегда оно и бывает), горизонтальная – трещина. Напротив, кстати, врыли другой крест, пиарный, ой, извините, рукотворный. Куча бетона, куча денег, вырубленные деревья. Местные мусульмане не зря ворчат – тенденция объявлять каждую гору христианской святыней и крест на ней тыкать в Крыму становится новой традицией. Но понадеемся, что Крым уникален еще и тем, что исторически тут были периоды, когда мусульмане и христиане очень даже дружили, поддерживали друг друга (и так же дружно предавались языческим обрядам).

Качи Кальон состоит из четырех гротов. Первый грот обвалился. Селение (или крепость), что было у подножия, пострадало, поэтому позже люди строились преимущественно в стороне от гротов, оттирая туда хозяйственные постройки.  От первого грота открываются такие виды.


Второй и Третий гроты  частично в развалинах. Пока обходим их, встречаем большое количество тарапанов, что явственно говорит о том, что здесь обрабатывали вино в промышленных количествах. Помимо тарапанов  сохранились усыпальницы и купальни (предположительно) и маленький пещерный храм св. Софии. В большие праздники в нем и по сей день проводятся богослужения.

Тут же вырастают из скалы 5-6 ярусов пещерок, по которым так приятно полазить. Кстати, в гротах Качи Кальона очень много вырубленных отверстий под балки. Дома строили не только на основе пещер или из каменных блоков, очевидно, были и деревянные части.   




То тут, то там на камнях можно разглядеть рыжие разводы выхода железа на поверхность. Есть даже такая утопически-идиотическая теория, что древние люди использовали его для аккумуляции энергии. Дескать, маленькие пещеры под хранение чего-либо – объект размышления о том, как именно их выдалбливали. Ну не дети же кайлом работали! А взрослый мужчина туда не поместиться, тем более, есть необходимость размахивать тесалом. А вот точечные взрывы, с помощью «батареек» все, конечно, объясняют.  Иногда пара-история еще забавней настоящей. Но не в Крыму, конечно. У него и простая история интересна, дальше некуда.

***

В пещерных городах часто встречаются такие объекты как костницы. Выглядят они как «вырытые» в камнях могилы. 

«Текучка кадров» в Крыму, как нигде, очень велика, и на его территории, исторической правды ради, властвовали и русские, и татары, и украинцы, и тавры, османцы, и генуэзцы, и караимы, и… Список длииинный. Так вот, до установления здесь этапа христианства, многие народности при захоронении мертвецов пользовались костницами. Тело без духа считалось грязным, им нельзя было осквернить ни землю, ни воду, ни огонь. Традиции навесных лесных помостов, на которых оставляют бренные останки для того, чтобы птицы и звери сделали с ними все необходимое, здесь не прижилась, видимо по причине отсутствия настоящих лесов, а может, так оберегалась стихия воздуха. Вот и приходилось древним камнерезам долбить могилки прямо в скале. Там тельце доходило до кондиции «только кости», и их, иногда целиком, иногда лишь черепа, перекладывали в костницы, которые располагались при храмах (читай «в храмах»), либо в специальных пещерах. Получалась такая вот общая могилка – вместилище предков, редко какой богатый род совершал индивидуальные захоронения, а опустевшие ямы заполнялись новыми жителями.

По Мангупу, Качи Кальону и прочим пещерным городам разбросано множество пещер разного назначения, часть которых еще не каталогизировано специалистами историками и археологами, поэтому найти в горах костницу с человеческими останками дело не хитрое. Абсолютно точно не стоит пугаться этого или делать какие-то далеко идущие и окрашенные в сторону криминалистики выводы. В большинстве случаев, конечно.

Ну а мы движемся к Четвертому гроту. По пути отмечаем забавный камень, похожий на ракушку.

Четвертый грот – это место, где у меня замирает сердце. Он настолько красив, монументален, настолько мой, что душу охватывает какое-то странное чувств, похожее разве что на глубокое физическое удовлетворение. Хочется сидеть тут часами, или плакать от избытка чувств. Странное ощущение. В дополнение к странному именно тут у меня встали часы. Чем-то это напоминает посещение Эски-Кермена несколько лет назад.

Двинувшись внутрь, находим все те же многоярусные пещеры с выдолбленными пазами под балки, а так же источник святой Анастасии в круглой купели (вода не питьевая). Над довольно большим бассейном высечен в камне крест и размещены иконы. Тут же рядом старое, к сожалению, высохшее дерево. Раньше эта черешня считалась одним из символов Качи Кальона. Сейчас с ней связаны поверья типа «повяжи ленточку на счастье».

Помимо нас в Четвертом гроте отдыхает стадо коз. А они забавные, оказывается. Залезают в пещерки, ходят, чешутся о камни.

К людям относятся настороженно, но без боязни. Привыкнув, дадут себя погладить, будут ходить рядышком, любопытствовать понемножку.  

Решила почесать козу, как обычно чешу собак. Та оценила.


Эту фотографию я называю: «то неловкое чувство, когда смеются, и, возможно, над тобой».

Вот смотришь в эти странные горизонтальные зрачки, и понимаешь, почему козлов считают пособниками дьявола – очень необычно.


Этот козлик очень любопытный и бесстрашный.

Воовсю наобщавшись с тварюшками, можно смело поваляться на травке. Идти нам дальше некуда – тропинка, которая позволяла попасть в Пятый грот, ныне осыпалась, без альп. снаряжения не пройти. Придется возвращаться.



Спустившись, заодно посещаем одну из новых достопримечательностей Качи Кальона – Бисерный Храм. История его такова. Был в Успенском подворье монах, которому хотелось большего уединения. Поэтому по примеру подвижников  пещерных храмов он решил уйти и основать свой скит, найти простую пещерку, жить и молиться. Еще задумывался он об обычаях святой горы Афон, на которую не пускают женщин, где проходит множество ночных бдений и, в общем, уединения и общения с Богом – хоть ложкой ешь. Он отправился на Качи Кальон, обосновался там так, как и хотел. Однако через какое-то время за ним потянулись люди. Сначала братия, которая как и он, искала более спартанских условий, потом… а потом и женщины нарисовались. Батюшка до какого-то момента порядки Афона поддерживал, однако, лишь до поры. Женщины просились в монастырь, место казалось им хорошим, намоленным. В общем, пустили и их. Вслед за женщинами в монастырь потянулся ручеек подношений – кольца, бусы, цепочки стали оседать в храме. Батюшка как-то помолился, и ему пришел ответ, что это даже не плохо, что этими вот побрякушками он может украсить храм. Так родился Бисерный Храм. Подъем к нему выложен шинами, монахи подумали о людях, и о том, как сложно некоторым взобраться наверх, особенно в непогоду. Сам Храм, алтарь, иконы, потолок, все-все украшено бисерными поделками, узорами. Он в чем-то даже похож на индийские храмы. На подходе к нему висят картины, и очень легко представить, как братия зимними вечерами аккуратно подгоняет бусинку к бусинке. На картинах цветы, горы, орнаменты, редко где промелькнет крест или икона, все какое-то простое и милое. Иконы в бисерном обрамлении можно приобрести в церковной лавке, я, например, взяла для мамы покровительницу храма – великомученицу Анастасию в бисерном оплете, похожим на мимозу. А еще там чудесный самодельный квас. В общем, храм очень светлый, радостный.

Снимать внутри монастыря я не стала, несмотря на то, что батюшка это благословляет. Мне как-то неудобно фотографировать в храмах.  Так, для примера парочка картин на входе.

Следующий пункт марлезонского балета – полтора часа съемок. Место я присмотрела еще в начала нашего пути. Над нами висит жара, довлеет просто. Это именно то, что надо с точки зрения сюжета. Однако очень сложно технически исполнить. Однако, кукольник на то и кукольник, чтобы бесстрашно скакать по камням (давайте не будем вспоминать мое нытье в начале рассказа, это же совсем другое!) Очень я благодарна Надюше, что она осталась внизу, охраняя мой творческий порыв от случайных прохожих.

 ***

Исходив Качи, поднимаемся на Алимову Балку. Теперь можно будет осмотреть его с другой стороны. Алимова Балка названа так по имени Алима разбойника, по совместительству, друга Айвазовского. Есть даже такая легенда. Дескать, Алим был неуловимым аналогом Робина Гуда, для местных властей – кость в горле. В какой-то момент Айвазовский решил жениться, и, разумеется, позвал старого друга на торжество. Тот обещал быть. Новость дошла до полиции, и они поняли – вот он, заветный миг. Однако, Айвазвский тоже не дремал. Устроил скандал на очень высоком уровне, на тему «неужто вы МНЕ свадьбу испортите». В итоге получил обещание, что не испортят. Ну а Алим в свою очередь пообещал сам сдаться, позже. Такая вот байка. Есть еще парочка про алимовы сокровища, которые, спору нет, ждут, чтобы их отрыли.

Ладно, ближе к современности. Алимова Балка  по сравнению с открытым и залитым солнцем Кальоном, сначала кажется довольно мрачным местом. Здесь деревья, тень, камни россыпью.

Это место облюбовали экзотерики, многие с уклоном в шаманизм, следы стоянок… разнообразны. Основная тропа приведет нас на плато, где бьет ручеек с питьевой водой. Слева и выше можно найти стоянку первобытного человека, к сожалению, не оформленную и мало исследованную. По склонам разбросаны «таврические ящики» – древние дольмены. Поднявшись наверх, мы попадем в расщелину, рождающую ассоциацию с фильмом «Аватар» и его висящими островами. Один из камней особенно велик и напоминает по форме сердце. Конечно, его фольклорное название «Сердце Крыма». 

По камням можно полазить.

Вернувшись к роднику, поднимаемся по правой части склона, вверх, на смотровую площадку. Перед нами Качи Кальон.

Пока суть да дело, набегают тучки и картинка меняется. Горы одеваются в синеватую, почти осеннюю дымку. Это тоже очень красиво.


Мелкий дождик и общая усталость сгоняют нас вниз. Где-то наверху осталось озеро, в котором мы так и не искупались. По дороге, приятным и вкусным завершением прогулки, расставлены можжевеловые кусты, яблони-дички и грецкие орехи.  Спасибо, Качи Кальон.

***

сентябрь 2015

 
 

Комментарии:

Флер (24-11-2015 23:12)

Красивая природа, красивые горы, красивый козлик, но лазать, наверное, страшно

Страницы: 1 






Введите этот защитный код